Письмо администрации
Вы можете высказать свои предложения по работе колледжа, задать вопрос или оставить жалобу с помощью формы обратной связи.
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

 

Информация для педагогов

Подросток в трудной жизненной ситуации

Понятие «трудная жизненная ситуация» растолковывает  один из ФЗ РФ — «Сложная жизненная ситуация — это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть».
 Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем.
Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации.
Для некоторых - трудные жизненные ситуации могут выступить поводом для антивитального поведения (на не жить, предсуицидальное), для других – возможностью проявить свою жизнестойкость.
 Признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию:
-  нарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм;
-  злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, агрессивность, изменение поведения;
-  сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности;
-  появление сверхкритичности к себе;
-  разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений;
-  нарушения пищевого поведения (отказ от еды или обжорство), бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон в течение, по крайней мере, нескольких дней;
-  частые необоснованные жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
-  несвойственное данному подростку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
-  постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
-  увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее;
-  уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»;
-  нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
-  погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо;
-  отсутствие планов на будущее;
-  внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность.
 Способы помощи
1.       Отнеситесь серьезно к проблемам подростка, какими бы мелкими и надуманными они Вам не казались. Помните, что подросток крайне чувствительно и эмоционально реагирует на любое пренебрежение. Рассматривайте подростка как равную себе личность.
2.       Внимательно слушайте то, о чем говорит подросток. Иногда невербальные знаки, мимика, жесты расскажут больше о состоянии человека, чем слова.
3.       Если подросток делится с Вами своей проблемой, не используйте пустые утешения, предлагайте конструктивные пути выхода из ситуации, свою активную помощь.
4. Проявляйте внимание и заботу. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
5.       Не спорьте и не доказывайте подростку, что его проблемы «легко решаемы». Тем самым Вы можете усугубить ситуацию, потеряете доверие, ребенок замкнется в себе.
6.       Вселяйте в подростка уверенность в собственных силах, покажите ему ценность его достижений, значимость того, чего он добился. Внушайте ему надежду на еще больший успех.
7.       В случаях необходимости обращайтесь за помощью к специалистам. Помните, что, в сущности, подросток это ребенок, находящийся, в силу возрастных особенностей, в крайне уязвимом состоянии.


Способы выхода из стрессовых состояний.

Все слышали о людях,
у которых от беспокойств начинает болеть голова,
отсюда распространенные выражения типа
«Эта работа – сплошная головная боль!»

Э. Берн

Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.

Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс...

Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации

Первый этап условно называется «Стоп!» и направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить поспешными действиями и не осложнить отношения. Только в тех случаях, когда ситуация представляет для жизни и здоровья ребенка угрозу, нужно действовать решительно. Но подобные ситуации встречаются не так уж часто, поэтому во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что сейчас хочу сделать?».
Второй этап начинается с вопроса «почему?», который педагог задает самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка. Чтобы правильно их определить, педагогу необходимо уметь понимать язык невербального общения (демонстративный, вызывающий взгляд; скучающий или сосредоточенный вид и т.п.).
Третий этап заключается в постановке педагогической цели и формулируется при помощи вопроса «что?»: «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?» (чувство страха у ребенка или осознанное чувство вины?).
Педагогическое воздействие должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен четко осознавать: именно сейчас он поступил плохо (а не он плохой). Необходимо показать ребенку в каждом конкретном случае, что вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действий.
Четвертый этап заключается в выборе оптимальных средств для достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вопрос «как?»: «Каким образом достичь желаемого результата?» Продумывая способы и средства педагогического воздействия, учитель должен оставлять свободу выбора за ребенком. Мастерство педагога проявляется не в том, чтобы заставить ребенка поступить надлежащим образом, а в умении создать такие условия, чтобы тот мог сделать выбор. Исходя из этого, педагог предложит несколько вариантов ребенку, но самым привлекательным для него сделает именно оптимальный и тем самым поможет ему в правильном выборе.
Педагог-мастер использует широкий арсенал педагогических средств, избегая угроз, насмешек, записей в дневнике, жалоб родителям.
Пятый этап – практическое действие педагога. Успех будет зависеть от того, насколько точно он сможет сформулировать педагогическую цель, насколько правильно он сможет выбрать оптимальные способы достижения поставленной цели и насколько умело воплотит их в реальном педагогическом процессе.
Профессиональный педагог знает, что результаты педагогических воздействий, как правило, отдалены во времени, поэтому он действует как бы «на вырост», опираясь в ребенке на лучшее.
Шестой этап – заключительный в алгоритме решения педагогической ситуации. Он представляет собой анализ педагогического воздействия и позволяет оценить эффективность общения с детьми, сравнить поставленную цель с результатами и сформулировать новые перспективы.

Стресс и профессиональная деятельность педагога.

Выделяются две группы методов, позволяющих человеку сбрасывать внутреннее напряжение и успокаиваться. Условно их называют естественными и искусственными методами. К естественным методам относятся все “секреты”, помогающие человеку самому восстановить внутренний эмоциональный баланс дома или на работе и прийти к равновесию в стрессовой ситуации.

• Физическая нагрузка (спорт, прогулка, уборка и др.). Большинство

отмечают, что важно немного физически устать и тогда психологическая

усталость проходит, раздражение заметно снижается, а то и совсем

исчезает.

• Вода (плавание в бассейне, водные процедуры: ванна, душ, баня, сауна).

• Увлечения (общение с детьми, прогулка с животными, машина, чтение и

др.).

• Общение со спокойными, оптимистичными людьми.

К искусственным методам самопомощи относятся целенаправленно созданные психотехнические упражнения для управления самим собой в стрессовой ситуации.

Я хотела бы предложить несколько способов снятия эмоционального напряжения:

1. Дыхательные упражнения.

2. Счёт до 10 и обратно.

3. Активизация чувства юмора.

4. Медленно посмотреть по сторонам и описать, что вы видите. Это поможет отвлечься от стрессовой ситуации.

5. Выговоритесь.

6. Способ «пустой стул». Представьте, что на нём сидит человек, который вас обидел. Ему сейчас можно сказать всё, что хочется.

Также используйте следующие приёмы:

·        Экономно расходуйте эмоциональную энергетику.

·        Живите под девизом «В целом всё хорошо, а то, что делается, делается к лучшему».

·        Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них.

·        Не «пережёвывайте » в уме допущенные ошибки. Осознайте их причину, сделайте выводы.

·        Возьмите за правило: дольше и чаще общайтесь с приятными людьми.

·        Признавайте себя «любимым», право на свободное проявление и индивидуальность.

Упражнение на снятии напряжения.

При ощущении напряженности, усталости:
1) сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;
2) дышите медленно и глубоко;
3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;
4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;
5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;
6) откройте глаза и вернитесь к работе.

Правила психогигиены общения
1. Постоянно стремясь завоевать любовь ближнего, все же не заводите дружбы с «бешеной собакой».
2. Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде деятельности есть своя вершина, стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.
3. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада.
4. С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте сначала, стоит ли сражаться. Многие распространенные болезни психогенного происхождения могут быть результатом того, что человек взвалил на себя непосильную ношу.
5. Постоянно сосредоточивайте внимание на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше положение. Старайтесь забывать о безнадежно-отвратительном и тягостном.
6. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний о былых успехах. В любой самой скромной карьере есть что-то, о чем можно с гордостью вспомнить.
7. Если вам предстоит неприятное дело, но оно необходимо для достижения цели, не откладывайте его. Вскройте нарыв, чтобы устранить боль, вместо осторожного поглаживания, которое лишь продлит болезненный период.
8. Не забывайте, что нет готового рецепта для всех. Мы все разные, и наши проблемы тоже.

В заключение хотелось бы, отметить следующее. Профилактика нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся. Самое главное мы в ответе за всё, что происходит с нами, за наши мысли, за наши взаимоотношения с людьми. Мы можем влиять на это. Не надо быть жертвой, это легче, чем искать новые способности жить счастливо. Надо только захотеть жить, как вы хотите и любить себя. Ещё одно очень ВРЕДНОЕ свойство есть у педагогов: «Чего люди скажут?» А вам не все равно? Это ваша усталость, ваш стресс. Помоги себе сам. Мы – это самое ценное, что есть у нас в этой жизни.
Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого».


Памятка для педагогов "Методы убеждения подростков"

1. Метод противоречий, основанный на выявлении противоречивости в доводах убеждаемого и на проверке собственных аргументов на непротиворечивость с целью предотвратить контрнаступление.

Пример. Считаешь ли ты, что необходимо с уважением относиться к окружающим? Можно ли расценивать поведение как проявление уважения к окружающим? Как тогда его можно объяснить?

«Ты должен слушать преподавателя, потому что он умней» — противоречивое убеждение. Может последовать: «Не всякий и не во всем».

2. Метод «извлечения выводов»: аргументы излагают не сразу, сначала необходимо добиться согласия на каждом этапе.

 Пример. Считаешь ли ты, что лекция должна содействовать повышению уровня знаний у студентов? Согласен ли ты, что прежде чем переработать информацию, то есть подумать над ней, запомнить, нужно сначала ее получить? Какие способы восприятия информации существуют? (Имеется в виду ответ: «Основные - зрение и слух - при условии определенной концентрации внимания»).  Можно ли сделать вывод, что для успешного восприятия информации ее нужно выслушать или прочитать? Как будет выглядеть «портрет» студента, успешно воспринимающего информацию?

3. Метод двусторонней аргументации: излагают преимущества, а потом недостатки принятого решения. Это создает впечатление непредвзятости убеждающего.

Пример. Давай рассмотрим сначала все трудности и недостатки того варианта, когда полностью будут соблюдаться правила поведения на занятиях. Да, пропадает возможность продемонстрировать друзьям собственную «крутость», которая заключается в неповиновении взрослым. Может быть, будет трудно справиться с собственными желаниями. Теперь давай рассмотрим преимущества. Будет формироваться такое мужское качество, как умение терпеть в трудной ситуации. Однокурсники будут относиться к тебе с уважением за настойчивость в достижении цели.

4. Метод «Да, но…» используется в тех случаях, когда собеседник приводит убедительные доказательства преимуществ своего подхода к решению вопроса; сначала соглашаются с собеседником, а после некоторой паузы приводят доказательства недостатков его подхода.

 Пример. Можно согласиться с тем, что стертые учителем из компьютера колледжа файлы представляли для тебя ценность, и следовало спросить твоего согласия на это. Но давай подумаем: если бы учитель пришел к тебе домой и разложил в твоем книжном шкафу антикварные издания Пушкина, вправе ли ты был бы их выбросить?

5. Метод бумерангов: собеседнику возвращают его же аргументы, но направленные в противоположную сторону. Метод часто неэффективен для подростков, которые сами им хорошо владеют, «ловят» на него взрослых, заставляя их прибегать к самооправданию.

Пример.

-      Согласись, что ты был не слишком вежлив на занятие.

-      Да, но это потому, что вы были ко мне необъективны.

-      Нет, я отношусь к тебе как ко всем.

-      Но вы потеряли мою тетрадь.

-      Но я дала тебе листок. И т.д.

Убеждение будет эффективно, если:

- осуществляется на фоне малой интенсивности эмоций убеждающего; возбуждение, гнев интерпретируются как неуверенность убеждающего;

- когда не только предлагается своя, но и рассматривается аргументация убеждающего;

- когда отсутствуют прямые заключения о неправоте убеждаемого, задевающие его самолюбие и повышающие уровень самозащиты;

- когда отсутствуют длинные назидательные (менторские) сообщения, в процессе которых собеседник выключается или начинает защищаться;

- когда между аргументами присутствуют некоторые паузы, поток аргументов в режиме монолога притупляет внимание собеседника;

- когда сам убеждаемый принимает участие в обсуждении и принятии решения, так как люди лучше перенимают взгляды, в обсуждении которых принимают участие.

Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками

Основу трудности подростков составляют: агрессивность, грубость, конфликтность, нетерпимость к замечаниям, вспыльчивость, нежелание учиться, прогулы, низкая успеваемость и еще целый букет близких к ним характеристик, которые встречаются как по отдельности, так и в полном комплекте.
Эти трудные черты порой абсолютно не управляемы и приводят к постоянным конфликтам, как между учащимися, так и с педагогами, они же мешают учебному процессу и нарушают дисциплину на уроках. Таким образом, они недопустимы, нежелательны и каждому педагогу хотелось бы избавиться от них раз и навсегда. Это взгляд со стороны педагога. А что же происходит внутри подростка, почему именно в этом возрасте практически каждый из них проявляет эти черты?

Хочется еще раз напомнить, что подростковый возраст – это один из кризисов в жизни любого человека. А, как известно, именно в кризисных ситуациях очень часто проявляются негативные качества человека, иногда тщательно скрываемые им в стабильных благоприятных условиях. Тем более, что это кризис естественный и действительно является для любого ребенка серьезным жизненным испытанием. Подросток еще не умеет справляться с жизненными трудностями и, соответственно, не имеет в своем арсенале способов адекватного и приемлемого поведения в таких ситуациях. И в этом случае задача любого взрослого, а в особенности педагога, показать «взрослому ребенку» как правильно и адекватно функционировать в кризисных для человека условиях и поддержать его в любых, пусть даже неумелых попытках справиться с ситуацией.

Все мы способны ошибаться и исправлять ошибки, нужен только еще один шанс и, конечно, поддержка и помощь со стороны умных, знающих и самое главное добрых людей – УЧИТЕЛЕЙ (в самом широком смысле этого слова).

Конфликты во время урока.

Ваши нервы, спокойствие и здоровье в ваших руках, поэтому берегите их и не тратьте на бесполезные сиюминутные споры и выяснения отношений с учениками, возникающие в течение урока – это обычно приводит лишь к затяжному конфликту и срыву урока. Лучше отложите их на послеурочное время, когда можно будет выяснить причину поведения и спокойно обсудить ситуацию. Если вы чувствуете, что не справитесь в одиночку, то обратитесь за помощью либо к психологу, либо к человеку, которого данный ученик больше всех уважает.

При обсуждении желательно не указывать на совершенные подростком проступки и ошибки, не требовать их мгновенного исправления и не добиваться от него признания вины, а лучше возьмите инициативу на себя, объясните, как лучше следовало поступить в такой ситуации и почему.

Если ситуации возникла повторно, и подросток повел себя на основании принятой им новой адекватной модели поведения, то обязательно похвалите его, и еще раз покажите все плюсы такого поведения, и хвалите каждый раз, пока он не примет эту модель как единственно возможную в данной ситуации. Если ситуация повторилась, а подросток продолжает действовать неадекватно, то не следует сразу же напоминать ему о том, что он нарушил слово, особенно в присутствии окружающих, а повторить обсуждение ситуации и причин мешающих поступить по-новому. Логическое обоснование выгоды желаемого поведения – самое сильное убеждение для подростка. Это долгий процесс, требующий много терпения и сил, а самое главное желание действительно помочь ребенку измениться, а не только избавиться от факторов, мешающих проведению урока и сохранению дисциплины.

Агрессивность.

Проявления агрессивности обычно бывают двух типов: физическая – драка, насилие и т.д; вербальная – нецензурные выражения, крик, угрозы. Оба этих типа агрессивности у подростков – это следствие плохого самоконтроля, неуравновешенности нервной системы и постоянного внутреннего конфликта: могу и должен, надо и хочу – носят часто защитный характер. Подросток в душе очень боится, что его не любят, что его не принимают таким, какой он есть, хотя на деле обычно показывает, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие. Поэтому при общении с такими подростками желательно не «переходить на личности», т.е. замечания, указания на неправильное поведение должно носить безличный характер. К любым вопросам и проблемам подростка желательно проявлять больше действительно искреннего понимания и принятия. Чем больше его понимать и поощрять, тем более спокойными будут его реакции. Запугивание же подростка, угрозы, обвинения, пусть даже в мягкой форме на допустимом уровне, приведут лишь к усилению защитной агрессии у такого подростка.

Опять Ваше бесконечное терпение и поощрение хотя бы того немного положительного, что проявляется таким ребенком, позволят в итоге снизить уровень агрессивности.

Учебный процесс.

В случаях неправильного ответа на заданный вопрос, не сравнивать с успешными ответами сверстников, лучше обратить внимание на возможность исправления ошибки или плохой оценки. В случаях же любого правильного или близкого к правильному ответа поощрять такого подростка вниманием и похвалой при всем классе. Важно дать понять «трудному» подростку, что он не хуже других, что он имеет право на ошибку.          Как правило, у таких детей, существуют некоторые объективные причины для низкой успеваемости: слабые интеллектуальные способности, низкая осознанность собственных действий, отсутствие мотивации достижения. Поэтому не надо ждать от него сразу и много успехов после первой похвалы и признания его заслуг, а стоит дарить ему успешные ситуации и поддерживать его до тех пор, пока в нем не появится уверенность в собственных силах и способностях. Только тогда у него действительно может появиться интерес и желание учиться.

Общие советы:

1.    Относитесь ко всем трудностям и неожиданностям при общении с подростком с чувством юмора и используйте его для сглаживания острых углов и конфликтов.

2.    Не требуйте от обучающегося того, что не в состоянии выполнить даже вы сами: быть всегда сдержанным, говорить только правду, никогда не делать ошибок и т.д. Каждый раз, выдвигая требование к ребенку, задумывайтесь о том, выполнимо ли оно.

3.    Личный пример или иллюстрация из личного жизненного опыта всегда действует лучше, чем любое нравоучение.

4.    Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то, что вы действительно думаете и чувствуете (в разумных пределах), искренность и естественность — лучшие помощники в налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень сложным человеком.

5.    Конечно же, у каждого педагога существуют свои способы и приемы для работы в «нестандартных» условиях, но было бы очень хорошо, если Вы воспользовались и этими рекомендациями.

Удачи и успехов в Вашей нелегкой, но прекрасной деятельности!!!



Версия для слабовидящих